Мама Чита - городской портал родителей

26.04.2011 - Чему учат сказки?


Чему учат сказки?    Сказка – это волшебный мир, захватывающий события, определенный набор персонажей. Из поколения в поколения передаются  истории про репку, колобка, серого волка.  В незамысловатых сюжетах зашифрованы представления и образы целого народа, его ценности. Через сказки ребёнок усваивает систему отношений, узнает о предостерегающих на каждом шагу опасностях. С помощью сказки закладывается представление  о добре и зле, хитрости и коварстве.

    Мама берёт книжку, усаживается возле детской кроватки и начинает читать. Её тихий голос разливается по комнате, проникает во все уголки дома, подхватывает малыша и уносит в чудесную страну, туда, где живёт сказка. Неспешно меняются события, жизнь идёт по кругу. Каждый день курочка ряба, сносит золотое яичко и мышка непременно его разбивает.


     Она торопится, подходит очередь становиться за кошкой, репку  тянут, потянут, и вытащить без мышки не могут. Бабка с дедкой, устав от бездетного житья, начинают свое утро с подметанием амбаров, и вычищения сусеков. Из того, что есть, лепят колобка.

    Голодные звери расходяться по своим сценариям. Они предпочитают проходить там, где есть, чем поживиться. Рассчитывают на фаст фуд. Но он оказывается слишком фаст и хитёр. Никто не догоняет, у каждого своя дорога. Медведь знает, что нужно ещё заскочить в теремок, который не низок не высок. Волк планирует перекусить козлятушками-ребятушками. Зайка - попрыгайка не задерживается,  потому что где-то поблизости гуляет лиса.

Чему учат сказки?    Малыш слушает повествование матери и его не пугает, что, в конце концов, Колобка съедят. Представления о смерти, как билета в один конец, роковой безвозвратности, еще не сформировано. Ему чужды метания между есть и нет. Вряд ли ребёнок понимает, что в сказках прослеживается неумолимая судьба. Предопределение. Суждено козлёнку погибнуть, значит, он погибнет, иначе, эта будет уже другая сказка. Останутся от него ножки, да рожки как  бы печально это не звучало. В сказке смерти понарошку. Малыш слушает про колобка. Он убеждается, что Колобок живой и всё так же уходит от зверей. Иногда ребёнок просит не рассказывать про Лису. Он ещё не понимает, что полный и недосказанный сюжет – это одна и та же история. Редко какой взрослый станет в позу и начнёт внушать четырёхлетнему сыну, что по законам жанра, написано пером не вырубишь топором, это жизнь. Маме приходиться выдумывать другой конец. Колобок возвращается к дедушке с бабушкой и больше от них не убегает. Только представьте, добавили предложение, и повествование изменилось до неузнаваемости. Достаточно сказать «всё» малыш понимает – сказка закончилась. Никогда не задумывались, почему Репку не жалко, а Колобка, слепленного из теста – жалко? Они оба еда. Понятно, он живой, разговаривает, а репка растёт себе в земле, её для того и выращивали, чтобы вкусно пообедать. Что там дальше случится с семьёй, после того как они съедят репку, неизвестно. Ребёнок постарше на всякий случай спрашивает: «И больше ничего?» Где-то очень глубоко возникнет другой вопрос, а почему так, должны же они появиться в другой сказке, но, к сожалению,  в этом составе они больше не появятся. Сказка Репка ритмична, подвижна. Возникают  то дедка, то бабка, то внучка. Повторяется звучное: тянет – потянет. Долгие описания малышу не интересны, поэтому Репка одна из любимых сказок.

    Зачем нужны сказки, которые заканчиваются плохо? Сказка, как и любая другая история, чему-то учит. Мы привыкли во всем искать скрытый смысл. Если его нет, прибавляем от себя. Почему бы просто не читать как в детстве? Зачем нам потаённые мотивы? Но так уж взрослые устроены, привыкли подвергать окружающий мир глубокому всестороннему анализу. Повествования для маленьких порой  удивляют. Вспомним историю о соломинке, лапте и мыльном пузыре. Сюжет занимает не больше половины страницы. Собрались через речку переправиться и погибли. В чём воспитательное значение? Наверное, в том, что если бы они соизмеряли свои силы, оказались бы на том берегу. Но это ничем не подтверждаемые  домыслы. Обратитесь к самой задумке. Колоритные персонажи. Соломинка долговязая, лапоть домовитый, пузырь довольный толстячок. Словно о людях идёт речь. Приключилась беда, а пузырь хохочет. Вспомните, как мыльные пузыри переливаются на солнце, будто действительно заливаются смехом. Вот один из них и лопнул. Хорошо, что нам не приходит в голову выяснять, для чего Соломинка отправилась в компании двух мужчин на другой берег. И чего это ей приходится на своей шее переправлять двух здоровенных лбов?

    Почему бы не оставить всех живыми и здоровыми? Фильмы ужасов и боевики запросто могли бы черпать свой сюжет из сказок.  Зайчик строит дом, его обманным путём выселяют оттуда и дружок решает отомстить. Подстерегает мошенницу и зарубает её. Убийца живёт долго и счастливо вместе с невольным заказчиком убийства. Малыш от удовольствия хлопает в ладошки, он переживает за несчастного Зайца, и ни сколько не жалеет Лису, так ей и надо. Чтобы неповадно было слабых обижать. Как в том анекдоте: добро победит зло и зверски его убьёт. Лягушку путешественницу заглатывает цапля. Допутешествовалась. Вот, что случается на чужой стороне. У  ребёнка откладываться на подсознании – далеко от дома опасно. Но и дом не всегда крепость. Не идешь навстречу к беде, она быстрее придет. Коза оставляет ребятишек одних. Предупреждает: никому не открывайте. Они в своей избе, им нечего бояться. Волку  мысли о козлятушках покоя не дают, так и хочет всех съесть и съедает.

    Мотив еды занимает, чуть ли ни ведущее место. Я тебя съем – излюбленная фраза сказочных персонажей. Лиса и журавль ходят, друг к другу в гости. Посредством угощений вымещают обиду: попробуй, дотянись. Не покормил – уже смертельные враги. На вопрос: а что, лиса из кувшина в тарелочку не могла вывалить? Родители предпочитают отвечать не без лишнего философствования: это же сказка.

    Не жалейте времени на своего ребёнка. Рассказывайте ему сказки, обсуждайте их. Помните, сказки – это первое детское пособие по сложным взаимоотношениям в окружающем мире. 


Дмитриева Олеся

Опубликовано на сайте: http://www.mamachita.ru
Прямая ссылка: http://www.mamachita.ru/pages/view/156.html