Только подумайте, какую колоссальную работу приходится проделать малышу в первоначальные 3 года его жизни. Чего только стоит изучение родного языка и навык общения с окружающими. А ведь если малыш растёт в двухязычной среде, он способен усвоить и два языка одновременно. Учёными давно доказано, что если в это время ребёнок по определённым причинам не получил развития речи в необходимом объёме, то он начинает отставать от своих сверстников в мышлении, проявлении чувств и эмоций, причём догнать их в последующем для него действительно трудно.
Развитие речи ребёнка условно можно разделить на два этапа:
- понимание о чём говорят окружающие;
- собственная активная речь.
Понимать, когда к нему обращаются и что имеют ввиду взрослые, малыш начинает примерно с полугодовалого возраста. К 10 месяцам малыш по просьбе родителей может принести названный предмет или указать на определённую часть тела. Примерно в этом возрасте он уже начинает оперировать определенным набором простых слов, количество которых к году составляет около 10. Словарный запас увеличивается очень быстро и к 2 годам уже обычно составляет порядка 300 слов, а к трехлетнему возрасту – 1500 слов. Родители должны, понимать, что чем больше слов кроха будет понимать, тем быстрее он начнёт их проговаривать, а значит, интенсивнее будет происходить процесс
развития речи ребёнка. Именно поэтому важно объяснять значение тех или иных слов, обращать его внимание на название предметов.
Очень часто речь ребёнка до 3 лет могут понять и расшифровать исключительно его родители. Связано это с тем, что часто дети в возрасте около 1 года склонны использовать определённый набор слов (обычно не больше 15), а всё остальное объяснять мимикой или жестами. Или же «каверкать» слова, произнося их по-своему. Наверняка, каждому знакома ситуация, когда малыш говорит «дай» и показывает пальцем, что именно ему хочется. А любящие мама или папа спешат выполнить пожелание малыша, совершенно не задумываясь о том, что можно попытаться подвигнуть малыша к более подробному объяснению своих желаний, тем самым одновременно тренируя у него умение строить предложения и выражать свои чувства словами.
Для того чтобы
развитие речи ребёнка происходило интенсивно, необходимо создать для этого определённые условия. Во-первых, для развития пассивной речи (накапливания запаса слов, которые малыш различает и понимает) необходимо, чтобы ребёнок как можно чаще слышал и слушал речь взрослых. Необходимо постоянно разговаривать с малышом, по возможности проговаривая все свои действия: «Сейчас мы оденем вот эту шапочку и пойдём гулять на улицу», «Давай ножку, оденем ботиночки» и т.д.
Во-вторых, когда ребёнок пытается попросить что-то у взрослого, можно притвориться, что вы его не понимаете, тем самым стимулируя к использованию всё новых слов для объяснения своих потребностей или желаний. Если Вы будете без слов понимать своего ребёнка, то он будет уверен, что они не очень то и нужны ему для нормального существования в окружающем его мире.
Кроме того, вот ещё несколько несложных правил, соблюдение которых будет способствовать
развитию речи ребёнка:
- Разговаривайте с малышом как можно чаще, причём следите, чтобы Ваш язык был грамотным, без использования «детских» слов. Естественно, нас умиляет детский лепет, однако если разговаривать на нем с ребёнком, это нарушит формирование у него «нормального» языка.
- Внимательно слушайте, что малыш пытается сказать, и тем более спросить. Это поможет развитию у малыша не только навыков общения, но и мышления, познания окружающего мира.
- Развивайте у малыша умение слушать, внимательность, объясняя ему происхождение тех или иных звуков.
- Разучивайте стишки, потешки или сказочки, ведь, запоминая их, кроха тренирует память, разучивает новые слова.
- Учите малыша строить словесные описания того, что его окружает, или того, что он видит на картинке. Для этого чаще задавайте крохе вопросы: «Кто это?» (котёнок), «Что он делает?» (пьёт молочко) и т.д. В завершение как бы подведите итог, составив небольшой рассказ по картинке.
По мере
развития речи ребёнка вы заметите, то постепенно малыш начнёт использовать её не только для общения с окружающими, но и для планирования своих действий, что-то тихонько бубня себе под нос. Со временем он начнёт делать это мысленно.